Тема 18. Точечные изображения и коллажи.

  • Точечные изображения как объекты
  • Операции с точечными изображениями в CorelDRAW
  • Импортирование точечных изображений
  • Настройка цвета
  • Точечные эффекты
  • Преобразование векторных объектов в точечное изображение
  • Преобразование точечных изображений в векторные объекты
  • Автоматическая векторизация
  • Упражнение 17.1. Использование растрирования и векторизации для построения объектов
  • Векторизация вручную
  • Основные приемы коллажа
  • Упражнение 17.2. Построение коллажей
  • Что нового мы узнали

Начиная с самых ранних версий, пакет CorelDRAW представлял собой, в первую очередь, набор средств для работы с векторной графикой. Однако уже к концу 80-х годов стало ясно, что чрезмерная специализация - далеко не идеальный путь развития для любого программного продукта. Появились первые интегрированные системы, включавшие в себя функциональность ранее разнородных программных продуктов. Сегодня многофункциональность - практически обязательное требование для любого коммерческого программного продукта, разработчики которого претендуют на некоторую универсальность своего детища.

Эта тенденция роста многофункциональности в полной мере проявилась и в эволюции CorelDRAW, который из инструмента компьютерного художника превратился в полнофункциональную редакционно-издательскую программу, ориентированную на подготовку насыщенных графикой документов. В результате разработчикам пришлось уделить больше внимания объектам, на первый взгляд «непрофильным» для векторной графики. Так, механизмы импортирования текстов и точечных изображений развились в развитые подсистемы, чрезвычайно обогатившие арсенал приемов работы с документами CorelDRAW.

Примечание

Следует отметить, что рост многофункциональности отдельных программных продуктов фирмы Corel шел параллельно с эволюцией специализированных программных продуктов. В частности, ею разработаны продукты для профессиональной подготовки публикаций с большими объемами текста, для профессиональной работы с точечными изображениями и для трехмерного моделирования.

Инструменты и приемы для работы с текстами уже  рассматривались. В настоящем уроке мы познакомимся с различными аспектами работы с импортированными точечными изображениями, сталкиваться с которыми в практической работе приходится очень часто. Точечные изображения приходится включать практически в любой рекламный проект, поскольку заказчики обычно очень щепетильно относятся к тому, чтобы рекламируемый товар выглядел «как живой». Очень часто приходится выполнять коллажи из сканированных фрагментов — фотографий в этом мире пока намного больше, чем векторных изображений! Вдобавок для такой работы не требуется талант рисовальщика. При том, что с векторными изображениями работать, как правило, удобнее, чем с точечными, некоторые эффекты (например, всевозможные размывания) удобнее создавать, взяв за исходный материал именно точечное изображение. Наконец, при работе над сложным векторным изображением бывает целесообразно перевести его перед выводом на печать в точечный формат — при больших размерах выходных файлов в формате PostScript справедливо утверждение: чем больше файл, тем вероятнее проблемы при его выводе на печать. Особенно это относится к проектам, в которых используются сложные эффекты: линзы, фигурные обрезки, разнообразные пошаговые переходы.

Точечные изображения как объекты

В модели объектов CorelDRAW точечные изображения (bitmap) выделены в особый класс. Различают монохромные и цветные точечные изображения. Кроме того, в зависимости от того, какая модель цвета используется, цветные точечные изображения разделяют на подклассы, наиболее распространенными из которых являются RGB и CMYK (см. тему 7, все сказанное там о моделях цвета применительно к цветным заливкам в полной мере относится и к точечным изображениям).

Примечание

Полный перечень подклассов точечных изображений по модели цвета (глубине цвета) включает в себя следующие альтернативы: штриховое изображение (Black and White. 1 бит на пиксел), монохромное полутоновое изображение (Grayscale. 8 бит на пиксел), дуплекс (Duotone, 8 бит на пиксел), палетизированное изображение (Paletted. 8 бит на пиксел), RGB (24 бита на пиксел). Lab Color (24 бита на пиксел) и CMYK (32 бита на пиксел).

Основными атрибутами точечного изображения как объекта являются модель цвета, разрешение, габаритные размеры и угол поворота. У штрихового точечного изображения (черно-белого) цвет пикселов переднего плана считается цветом обводки, а цвет пикселов фона — цветом заливки. Это позволяет, например, маскировать фон штрихового изображения простой отменой заливки и перекрашивать его назначением цвета обводки. К сожалению, с цветными точечными изображениями этот фокус не проходит, и фон приходится маскировать более трудоемкими способами (см. ниже).

По умолчанию импортируемое точечное изображение встраивается в документ CorelDRAW. Это означает, что в состав файла, соответствующего документу, включается полная копия изображения. С одной стороны, это существенно увеличивает размер файла (что плохо), с другой — дает возможность модифицировать точечное изображение средствами CorelDRAW, например, применяя к нему точечные эффекты (см. ниже).

При импортировании изображения можно задать режим его связывания. В этом случае в состав файла CorelDRAW включается только небольших размеров копия точечного изображения с пониженным разрешением, с которой и выполняются все действия. Исходное точечное изображение подключается только в процессе вывода на печать. Этот способ импортирования» сокращает размер файла, но к связанным изображениям нельзя применять точечные эффекты.

Операции с точечными изображениями

Точечные изображения вставляются в рисунки CorelDRAW одним из трех способов: импортированием ранее созданного точечного изображения, сканированием изображения и преобразованием в точечное изображение выделенных векторных объектов.

Импортирование точечных изображений

Импортирование заранее подготовленных точечных изображений выполняется с помощью команды File - Import (Файл - Импортирование) и элементов управления диалогового окна, которое раскрывается после выбора этой команды.

Работа с элементами управления этого диалогового окна практически не отличается от работы с элементами диалогового окна Open (Открыть). Если требуется не встроить, а связать точечное изображение (см. выше), устанавливают флажок Link bitmap externally (Внешнее связывание точечного изображения).

Сканирование изображения выполняется с помощью команды File - Acquire Image (Файл - Получить изображение). После выбора этой команды управление процессом сканирования (установка разрешения, выбор модели цвета, определение границ сканируемого изображения) выполняется в диалоговом окне TWAIN драйвера сканера, установленного в системе при подключении этого устройства.

Процедура преобразования выделенных векторных объектов в точечное изображение описана ниже (см. раздел «Преобразование точечных изображений в векторные объекты»).

Настройка цвета

В меню Effects (Эффекты) имеется два подменю, команды которых относятся к настройкам и преобразованиям цвета импортированных точечных изображений. Эти подменю представлены на рис. 17.2.

Настройка цветов точечных изображений позволяет корректировать их цветовую гамму, не обращаясь для этого к специальным программам для работы с точечной графикой. Тем не менее эти операции относятся к арсеналу именно таких программ, поэтому здесь придется ограничиться самыми краткими характеристиками наиболее употребительных инструментов (полные описания следует искать в руководствах пользователя по программам Corel PhotoPaint и CorelDRAW).

  • Contrast Enhancement (Увеличение контрастности). Применение этого эффекта позволяет повысить общую контрастность точечного изображения.
  • Local Equalization (Местное выравнивание). Применение этого эффекта позволяет повысить контрастность изображения вблизи кромок как в тенях, так и в светлых областях точечного изображения.


Команды настройки цвета и преобразования импортированных точечных изображенийКоманды настройки цвета и преобразования импортированных точечных изображений

Рис. 17.2. Команды настройки цвета и преобразования импортированных точечных изображений

  • Sample/Target Balance (Балансировка по образцам). В этом варианте коррекции имеется возможность задать для теней, промежуточных и светлых областей образцы цвета, выбранные непосредственно из точечного изображения. После определения образцов все пикселы, например, красною цвета из затененной области примут значения цветовых характеристик выбранного для этой области красного образца.
  • Tone Curve (Цветовая кривая). Этот вариант цветовой коррекции позволяет с большой точностью управлять цветовыми характеристиками отдельных пикселов. На точечном изображении выделяется участок, в котором следует изменить характеристики, а в окрестности этого участка цветокоррекция выполняется в соответствии с заданной графиком зависимостью.
  • Brightness/Contrast/Intensity (Яркость/Контрастность/Интенсивность). Отдельными ползунками регулируются значения соответствующих характеристик для всех областей точечного изображения.
  • Color Balance (Баланс цветов). Цветовая коррекция выполняется путем изменения соотношений между основными (RGB) и дополнительными (CMY) цветами. Например, можно уменьшить в изображении долю красного цвета с соответствующим пропорциональным увеличением в нем доли голубого. Каждой паре «основной цвет — дополнительный цвет» соответствует отдельный ползунок.
  • Gamma (Гамма). Этот вариант цветовой коррекции позволяет «вытягивать» детали в низкоконтрастных областях без заметного воздействия на тени и светлые области изображения — область действия регулировки ограничена промежуточными значениями характеристик.
  • Hue/Saturation/Lightness (Оттенок - Насыщенность - Осветление). Регулировки выполняются по трем управляющим параметрам модели HLS, соответствующим цветовому тону, насыщенности цветового тона и общему проценту белого цвета в точечном изображении.
  • Selective Color (Селективный цвет). Этот вариант регулировки позволяет добавлять или удалять определенный процент базового цвета по модели CMYK — можно, например, удалить из точечного изображения 10 % желтого или сделать изображение на 20 % темнее за счет добавления черного (последний вариант настройки возможен не только в цветных, но и в монохромных изображениях).
  • Replace Colors (Замена цвета). С помощью временной маски производится замена пикселов указанного цвета пикселами любого другого цвета. Замена возможна как для отдельных цветов, так и для целых цветовых диапазонов.
  • Desaturate (Убрать насыщенность). Цветовая насыщенность всех цветов точечного изображения снижается до нуля, что приводит к преобразованию цветного изображения в монохромное без смены глубины цвета. В результате получается цветное точечное изображение, в котором отсутствуют все цвета, кроме оттенков черного.
  • Deinterlace (Устранить чересстрочную развертку). Из точечного изображения удаляются горизонтальные линии, иногда появляющиеся в результате сканирования или захвата изображения с экрана.
  • Invert (Инвертировать). Точечное изображение преобразуется в собственный негатив за счет изменения всех цветов на противоположные: черный превращается в белый, синий — в желтый и т. д.
  • Posterize (Постеризация). Непрерывные цветовые диапазоны разбиваются на заданное число участков, внутри которых значения цветовых характеристик пикселов принудительно выравниваются. За счет этого резко сокращается число цветовых градаций и образуются области с однородной заливкой.

Точечные эффекты

Кроме возможности выполнять цветовую коррекцию CorelDRAW предоставляет в распоряжение пользователя огромное количество стандартных методов модификации точечного изображения — эффектов, а также методов, реализуемых с помощью специальных подключаемых модулей CorelDRAW — фильтров. Сколько-нибудь подробное рассмотрение даже основных эффектов и фильтров потребовало бы написания еще одной книги, по объему не меньше этой. Поэтому придется ограничиться только примером преобразования монохромного изображения с помощью трех различных эффектов и краткой характеристикой групп эффектов.

На рис. 17.3 представлено исходное монохромное изображение, полученное в результате сканирования книжной иллюстрации, и три варианта его модификации с помощью стандартных точечных эффектов CorelDRAW.

Точечное изображение (а) и его модификации, построенные при помощи точечных эффектов: б) Find Edges, в) Watercolor. г) Swirl

Рис. 17.3. Точечное изображение (а) и его модификации, построенные при помощи точечных эффектов: б) Find Edges, в) Watercolor. г) Swirl

В меню Bitmaps (Растровые изображения) имеются команды, каждая из которых соответствует отдельной категории точечных эффектов, и команда Plug-Ins (Подключаемые модули). Выбор того или иного эффекта для применения к выделенному точечному изображению выполняется с помощью подменю, соответствующих названиям категорий эффектов.

Команды меню Bitmaps (Растровые изображения)

  • 3D Effects (Трехмерные эффекты). Эффекты этой категории искажают плоское точечное изображение таким образом, что оно начинает казаться трехмерным. Наиболее часто в этой категории используются эффекты Emboss (Рельеф), преобразующий изображение в совокупность выступов или углублений при боковом освещении, и Page Curl (Отогнутый уголок), имитирующий загиб угла листа бумаги с точечным изображением.
  • Art Strokes (Художественные мазки). В эту категорию сведены эффекты, имитирующие традиционные художественные приемы рисования — от рисунка итальянским карандашом или углем до акварели и пуантилизма.
  • Blur (Размывание). Название этой категории говорит само за себя. Путем размывания смягчают резкость точечных изображений, имитируют тени, туман, движение. Наиболее часто используемые эффекты — Gaussian Blur (Размывание по Гауссу) и Motion Blur (Движение).
  • Color Transform (Преобразования цвета). В эту категорию сведены четыре эффекта, настолько радикально изменяющие цветовую гамму точечного изображения, что назвать это цветовой коррекцией нет никакой возможности. С их помощью можно свести цветовую гамму к базовым цветам, заменить цвета яркими, броскими оттенками, превратить изображение в подобие фотоснимка, сделанного против света.
  • Contour (Контур). Эффекты этой категории позволяют акцентировать в то- чечном изображении кромки — линии, по которым соприкасаются контрастно окрашенные области. Есть возможность задавать критерии поиска кромки, выбирать способ ее акцентирования, определять цвет кромки.
  • Creative (Творческие). К этой категории относятся 14 эффектов CorelDRAW. Они преобразуют исходное точечное изображение в различные виды мозаик и текстур. В качестве элементов мозаик могут выступать шарики, шестеренки, квадратики, стеклянные призмы, дождевые капли и многое другое.
  • Distort (Искажение). Эффекты этой категории искажают точечное изображение без образования иллюзии трехмерности. Сюда входят, например, такие эффекты, как Tile (Плитки), уменьшающий изображение и многократно повторяющий его в виде кафельных плиток с росписью, Swirl (Завиток) и Wet Paint (Мокрая краска).
  • Noise (Шумы). В эту категорию входят 8 эффектов CorelDRAW, позволяющих работать с визуальным шумом — случайным образом распределенными по площади точечного рисунка пикселами. Эффекты позволяют добавлять шум к изображению, управлять его характеристиками и устранять нежелательный шум. Особенно полезными в практической работе оказываются эффекты Diffuse (Диффузное рассеяние), позволяющий устранять микроскопические просветы в точечных изображениях, Dust and Scratches (Пыль и царапины), Remove Noise (Устранить шум) и Remove Moire (Устранить муар). Последний эффект хорошо устраняет нежелательные узоры, возникающие на точечных изображениях при повторном растрировании с разрешением, отличным от исходного.

Примечание

Одним из наиболее часто встречающихся на практике вариантов повторного растрирования является сканирование изображений, воспроизведенных полиграфическим способом — например, фотографий из книги. В результате при выводе сканированного изображения на экран или печать на нем появляется муар — нежелательные «узоры» в виде полос, квадратов и регулярно расположенных пятен. Наиболее эффективный способ борьбы с муаром — использование при повторном растрировании разрешения, кратного разрешению при первичном растрировании. Когда это невозможно, может помочь . эффект устранения муара.

  • Sharpen (Повышение резкости). В эту категорию входят 5 эффектов, изменяющих характеристики пикселов точечного изображения с эффектом акцентирования ребер — линий, ограничивающих однородные фрагменты этого изображения.

После выбора любой из команд, соответствующих точечному эффекту, на экране раскрывается диалоговое окно, элементы управления которого обеспечивают возможность настройки управляющих параметров и режимов, присущих выбранному эффекту.

Преобразование векторных объектов в точечное изображение

В некоторых случаях желаемый графический эффект гораздо удобнее создавать, взяв в качестве исходного материала не векторное, а точечное изображение. Например, эффект воздушной перспективы (снижение четкости контуров объектов по мере их удаления от зрителя) часто строится следующим образом: сцена разбивается на несколько планов (в простейшем случае — передний, промежуточный и дальний), объекты группируются по планам, затем промежуточный и дальний планы преобразуются в точечные изображения (промежуточный — с прозрачным фоном), и к полученным точечным изображениям применяется фильтр размывания, причем дальний план размывается сильнее. На рис. 17.4 представлены два изображения — верхнее из них является исходным, полностью векторным (составленным из элементов библиотеки клипарта).

На нижнем изображении сельскохозяйственные постройки на заднем плане и автомобиль на среднем преобразованы в два точечных цветных изображения.

Дальний план размыт по Гауссу с управляющим значением, равным трем пикселам, средний план обработан сглаживающим фильтром с управляющим значением 75 %.

Построение эффекта воздушной перспективы путем размывания точечных изображений

Рис. 17.4. Построение эффекта воздушной перспективы путем размывания точечных изображений

В результате на рисунке появился ранее невидимый объект — горячий воздух прерии, который, поднимаясь кверху, делает размытыми контуры удаленных предметов. Процедура преобразования векторного изображения в точечное или изменения разрешения ранее созданного точечного изображения называется растрированием. Чтобы преобразовать выделенные векторные объекты в точечное изображение, воспользуйтесь командой Bitmaps - Convert to Bitmap (Растровое изображение - Преобразовать в растровое изображение). Управляющие параметры преобразования задаются с помощью диалогового окна, представленного на рис. 17.5.

Элементы управления преобразованием векторного изображения в точечное в диалоговом окне Convert to BitmapЭлементы управления преобразованием векторного изображения в точечное в диалоговом окне Convert to Bitmap

Рис. 17.5. Элементы управления преобразованием векторного изображения в точечное в диалоговом окне Convert to Bitmap

  • Раскрывающийся список Color (Цвет) позволяет выбрать цветовую модель (или, как принято говорить в отношении точечных изображений, глубину цвета).
  • Раскрывающийся список Resolution (Разрешение) предназначен для выбора одного из стандартных значений разрешения будущего точечного изображения. Значения 300,-200, 150 и 100 точек на дюйм используются для вывода на различные печатающие устройства, значения 96 и 72 точки на дюйм — при подготовке изображений для вывода на экран (например, для web-страниц).
  • Флажок Anti-aliasing (Сглаживание) включает режим, при котором на краях векторных объектов, преобразуемых в точечное изображение, будут добавляться пикселы цвета, переходного между цветом объекта и цветом фона. Режим сглаживания позволяет добиться большей плавности краев точечного изображения, которое в этом случае лучше воспринимается зрителем.
  • Флажок Dithering (Имитация) доступен при глубине цвета 8 бит и менее. Когда управляемый им режим включен, воспроизведение оттенков цвета или градаций тона в строящемся точечном изображении достигается за счет оптической иллюзии. Например, в режиме монохромного точечного изображения имитация полутонов достигается за счет более или менее густого расположения цветных точек изображения на белом фоне. В палитровом точечном изображении передача цветового полутона, отсутствующего в стандартной палитре, достигается за счет перемежающихся пикселов двух доступных цветов. Оптическое смешение цветов в глазу зрителя, не имеющем возможности рассмотреть отдельно смежные пикселы, создает иллюзию присутствия на рисунке цвета, на самом деле отсутствующего в палитре.

После преобразования векторного изображения в точечное последнее выглядит более размыто и «зернисто» и больше напоминает результат работы традиционными инструментами художника. С варианта, в котором художественный эффект строится на подчеркивании размытости точечного изображения, начинался этот раздел. Вариант использования зернистости для создания желаемого художественного эффекта будет рассмотрен в следующем разделе, посвященном обратному преобразованию — точечного изображения в векторное.

Преобразование точечных изображений в векторные объекты

Если преобразование векторного изображения в точечное — вполне рутинная операция, то обратное преобразование выполнить обычно значительно труднее, и это всегда кропотливый, но вместе с тем требующий творческого подхода процесс. Тем не менее техникой векторизации (так называется построение векторного изображения по точечному) не так уж трудно овладеть и отказываться от этого — значит искусственно ограничивать свои возможности.

Чаще всего необходимость в векторизации возникает по одной из следующих причин:

  • включение в композицию имеющегося точечного изображения недопустимо по художественным соображениям;
  • имеющееся точечное изображение необходимо значительно увеличивать или уменьшать, а возникающие при этом искажения растрирования недопустимы;
  • художнику представляется более удобным прорабатывать эскиз работы с помощью традиционных инструментов графика — на бумаге.

CorelDRAW позволяет выполнять эту операцию двумя способами: автоматически и вручную.

Автоматическая векторизация

Для автоматической векторизации в комплект поставки CorelDRAW включается отдельная утилита CorelTRACE. Эта программа позволяет по исходным изображениям в формате точечной графики автоматически строить векторные изображения в формате СМХ, который в семействе графических программ фирмы Corel используется для обмена графической информацией. Для перехода к автоматической векторизации импортированного точечного изображения следует выделить его инструментом Pick (Выбор) и выбрать команду Bitmaps - Trace Bitmap (Точечные изображения - Трассировать точечное изображение). Подробно мы не будем останавливаться на приемах работы с программой CorelTRACE. Отметим только, что наиболее часто употребляются два режима ее работы: трассировка абрисом и трассировка по центральной линии. На рис. 17.6 представлены исходное точечное изображение и результаты его векторизации в этих двух режимах.


Точечное монохромное изображение (а) и результаты его автоматической векторизации абрисом (б) и по центральной линии (в)

Рис. 17.6. Точечное монохромное изображение (а) и результаты его автоматической векторизации абрисом (б) и по центральной линии (в)

В линзе, наведенной на точечное изображение, четко виден эффект искажения растрирования, возникающий при сильном увеличении — становятся заметными отдельные пикселы.

При векторизации абрисом векторизованное изображение составляется из объектов областей с примерно одинаковой окраской — этот цвет становится заливкой объекта. При векторизации штриховых изображений (как на рис. 17.6) этот метод дает неплохие результаты, однако если в исходном точечном изображении присутствует штриховка обширных областей рисунка (что бывает очень часто), число построенных в процессе векторизации объектов становится огромным и сильно замедляет дальнейшую работу с ним. При векторизации цветных изображений, напечатанных плашечными цветами, этот метод дает хорошие результаты, но он совершенно непригоден для векторизации отсканированных фотографий — даже при небольшом размере точечного изображения количество построенных контуров может превышать десятки тысяч.

Подсказка

При необходимости все-таки векторизовать отсканированную цветную фотографию можно порекомендовать предварительно преобразовать точечное изображение с помощью эффекта постеризации (см. далее). Это снизит количество построенных контуров (увы, снизив и качество преобразования).

Векторизация по центральной линии выполняется несколько иным способом. Программа векторизации для каждого найденного ею участка точечного изображения с одинаковой заливкой пытается за заданное число итераций найти осевую линию. Совокупность таких осевых центральных линий толщиной в один пиксел и составляет результат векторизации. Этот метод практически пригоден только для штриховых изображений — для отсканированных изображений плашечной печати и фотографий (даже монохромных) он дает причудливые, но совершенно неприемлемые результаты.

Примечание

Даже при относительно удачном результате автоматической векторизации структура построенных объектов, как правило, не дает возможности раскрашивать векторизованное изображение. Поэтому область применения автоматической векторизации, несмотря на кажущуюся привлекательность и эффективность этого метода, на практике остается весьма ограниченной.

Несмотря на недостатки автоматической векторизации, ее творческое использование позволяет добиваться интересных эффектов. Рассмотрим только один из них.

Представьте, что необходимо изобразить множество (больше сотни) мелких векторных объектов округлой, но неправильной формы, похожих, но не одинаковых, более или менее регулярно, но все-таки неравномерно расположенных на плоскости. Такая задача может возникнуть, например, при изображении града, капель жидкости в струе пульверизатора или пятен ветрянки. Рисовать каждый из объектов вручную и перетаскивать его на место — такая тактика потребует слишком много времени и терпения.

Вместо этого можно воспользоваться побочными эффектами, возникающими в режиме имитации полутонов (dithering) при преобразовании векторного изображения в точечное. Последовательность действий должна быть следующей.

1. Строится объект, задающий форму области, которая будет заполнена мелкими случайным образом разбросанными объектами. Он дублируется, его копия уменьшается раза в четыре, отменяется ее обводка и назначается заливка более или менее светлым оттенком серого цвета. Чем светлее оттенок и чем сильнее уменьшается копия, тем реже будут располагаться объекты — точные значения следует подбирать экспериментально.

2. Копия преобразуется в штриховое изображение: Растровое изображение - Преобразовать в растровое изображение (глубина цвета — 1 бит) с обязательным включением режима имитации и самым низким разрешением (72 dpi). В результате получается скопление черных пикселов, не слишком равномерно разбросанных на белом фоне.

3. Габариты полученного точечного изображения увеличиваются до совмещения заполненной точками области с исходным объектом. Увеличенное изображение еще раз преобразуют в точечное изображение, но на этот раз — в полутоновое монохромное (глубина цвета 8 бит). Разрешение на этот раз выбирается побольше — минимум 150 dpi. После увеличения внешний вид точечного изображения не меняется, но эти операции необходимы в качестве подготовки следующего этапа.


Эффект града при автоматической векторизации

4. Полученное полутоновое монохромное изображение размывается по Гауссу, в результате прямоугольные очертания черных пятен, получившихся из пикселов, превращаются в более или менее округлые и размытые по краям серые пятна. Это изображение с помощью эффекта Edge Detect (Контур - Найти края) преобразуется в совокупность замкнутых фигур. Задача почти решена, но изображение пока остается точечным. Перед заключительным этапом еще раз преобразуем точечное изображение в монохромное без полутонов, с тем же разрешением, что использовалось на шаге 3.
Эффект града при автоматической векторизации

5. Остается только выбрать команду Bitmaps - Trace Bitmap (Растровое изображение - Трассировка абрисом) и выполнить векторизацию. Будет возвращен результат векторизации в виде группы векторных объектов, размещенной поверх точечного изображения. Точечное изображение больше не потребуется, его можно удалить, а для совокупности полученных объектов остается только назначить заливку и контурные линии.

Эффект града при автоматической векторизации

Упражнение 17.1. Использование растрирования и векторизации для построения объектов

Попробуйте на практике проверить предложенную процедуру. На рис. 17.7 показаны этапы построения изображения града, сыплющегося из тучи. Выполните упражнение самостоятельно, ориентируясь на последовательность действий, приведенную выше. Чтобы градины выглядели естественно, подберите для них подходящую радиальную градиентную заливку в бело-голубых тонах.

Практика. Этапы построения изображения, состоящего из множества нерегулярно размещенных мелких объектов неправильной формы.

Рис. 17.7. Этапы построения изображения, состоящего из множества нерегулярно размещенных мелких объектов неправильной формы

Векторизация вручную

Большинство пользователей, накопивших большой опыт работы с CorelDRAW, сходятся во мнении, что наиболее оптимальным не только по качеству получаемого результата, но и по затратам времени оказывается метод векторизации вручную. Основное преимущество этого метода — активное использование интеллекта художника, который по мере работы не только решает, какие детали изображения важны, а какие — не очень, но и структурирует изображение, строя объекты так, чтобы с ними было удобнее работать. На рис. 17.8 представлены три последовательных этапа ручной векторизации отсканированного штрихового изображения бонсаи — карликового дерева.


Этапы ручной векторизации штрихового изображения: а) сканированное точечное изображение: б) построенные поверх него инструментом Bezier объекты: в) окончательное изображение с заданными заливками и контурными линиями

Рис. 17.8. Этапы ручной векторизации штрихового изображения: а) сканированное точечное изображение: б) построенные поверх него инструментом Bezier объекты: в) окончательное изображение с заданными заливками и контурными линиями

На первом этапе точечное изображение масштабируется до размера, удобного для последующей работы. Если изображение монохромное, целесообразно на этом этапе изменить цвет его обводки, выделив импортированное изображение инструментом Pick (Выбор) и щелкнув правой кнопкой мыши на образце экранной палитры неяркого светлого цвета (на фоне такого изображения не будут зрительно теряться построенные векторные объекты). В заключение первого этапа рекомендуется воспользоваться командой Arrange - Lock Object (Упорядочить - Блокировать объект) во избежание случайного повреждения или смещения точечного объекта.

На втором этапе инструментом Bezier (Кривая Безье) поверх заблокированного точечного изображения строятся замкнутые кривые. Если после построения форма кривой недостаточно точно совпадает с линиями точечного изображения, можно воспользоваться приемами редактирования кривых. В тех местах, где объекты перекрываются другими объектами, кривая может быть самой простой формы (это относится, например, к прячущимся в листве концам ветвей). В последнюю очередь строятся и группируются незамкнутые кривые (если, конечно, такие имеются на изображении).

Параллельно с построением кривых имеет смысл упорядочивать расположение вновь построенных объектов в стопке и группировать или соединять объекты, которые впоследствии предполагается раскрасить в одинаковые цвета. Данную операцию удобнее выполнять с помощью диспетчера объектов. Если при этом дать осмысленные имена отдельным объектам и группам, значительно упростится последний, третий этап векторизации.

На третьем этапе ранее построенным объектам назначаются цвета заливки, а также параметры контурных линий (или отмена обводки). По завершении этого этапа в вашем распоряжении оказывается полнофункциональное векторное изображение, которое можно, например, доработать с помощью описанных в предыдущих главах эффектов — построить тени, применить к изображению в целом или его отдельным частям линзы, настроить градиентные заливки или прозрачность.

Основные приемы коллажа

В традиционной терминологии дизайнеров под термином «коллаж» понимается работа, скомпонованная из готовых фрагментов. В практике работы с CorelDRAW значение этого термина несколько сузилось — в рамках этой книги под коллажем понимается композиция, включающая в себя векторные объекты и один или несколько фрагментов отсканированных фотографий. Работы, скомпонованные исключительно из точечных изображений, удобнее и целесообразнее выполнять с помощью программ точечной графики (например, Corel PhotoPaint). Технология выполнения коллажа в CorelDRAW не слишком сложна, и все необходимые для этого приемы нам уже известны. Поэтому сразу рассмотрим два примера выполнения простейших композиций, относящихся к двум основным типам коллажей: на основе фотографии с включением векторных фрагментов и на основе векторной композиции с включением фрагментов фотографии (или иного точечного изображения).

На рис. 17.9 на фотографию девочки у фонтана требуется добавить изображение кота. Коллаж выполняется в следующей последовательности.

1. Фотография импортируется из файла точечной графики или сканируется средствами CorelDRAW.

Приемы коллажа. Шаг 1 - импортирование фотографии.

2. При необходимости выполняется коррекция цвета и устранение погрешностей изображения с помощью эффектов CorelDRAW (например, если фотография старая, может потребоваться удаление пыли и царапин). Возможно также применение линз CorelDRAW (например, для локального увеличения яркости изображения). Приемы коллажа. Шаг 2 - коррекция цвета и устранение погрешностей изображения.

3. Поверх точечного изображения размещаются векторные объекты, участвующие в коллаже. При этом желательно, чтобы они каким-то образом объединялись с фрагментами базовой фотографии.

Приемы коллажа. Шаг 3 - размещение векторных объектов поверх точечного изображения.

Рис. 17.9. Коллаж с построением векторного изображения поверх импортированного точечного

Примечание

в данном примере объединяющим элементом служит отбрасываемая тень. Тень кота построена инструментом Interactive Drop Shadow (Интерактивная тень) по кривой, образованной командой Создать границу  группе составляющих его векторных объектов, к которой была применена заливка.

Приемы коллажа. Создание тени векторных объектов.
 Чтобы выровнять цветовой тон и интенсивность теней, поверх уже имеющейся на фотографии слабой тени девочки была тем же приемом построена дополнительная тень. В качестве ее управляющего объекта использовался вспомогательный контур с заливкой, построенный по абрису девочки. После построения падающей тени и настройки ее плотности и цвета она была отделена от управляющего объекта командой Break Apart (Разъединить), а вспомогательный контур удален.

При построении коллажа на базе векторного изображения возникает дополнительная операция — на коллаж должна попасть только необходимая часть фотографии, а все нежелательные детали должны быть удалены. В традиционной полиграфической терминологии эта операция называется обтравкой по контуру. В зависимости от того, какой фрагмент фотографии выделяется, обтравка может выполняться двумя способами.

Первый из них проще, но требует, чтобы вставляемый в коллаж фрагмент точечного изображения располагался на одноцветном фоне. Это случается достаточно часто — например, в результате сканирования рисунка, выполненного на белой бумаге. В этом случае фон с однородной заливкой удаляется с помощью цветовой маски.

 
Обтравка с помощью цветовой маски (на левом изображении белый фон не замаскирован)

Рис. 17.10. Обтравка с помощью цветовой маски (на левом изображении белый фон не замаскирован)

Чтобы воспользоваться цветовой маской, выполните следующую процедуру.

1. Раскройте пристыковываемое окно Bitmap Color Mask (Растровая цветовая маска) одноименной командой меню Bitmaps (Растровые изображения).

2. Щелчком мыши выделите в этом окне верхнюю полосу в списке образцов цвета.

3. Щелкните на кнопке с изображением пипетки — указатель мыши примет соответствующую форму.

4. Щелкните указателем мыши на любом пикселе точечного изображения, цвет которого следует замаскировать. Выбранный цвет заполнит полоску образца, а слева от нее установится флажок.

5. Установите значение допустимого отклонения маскируемого цвета равным 5 % (это удобнее делать не ползунком, а вводом значения непосредственно в поле).

6. Щелкните на кнопке Apply (Применить).

Второй способ обтравки более универсален (он позволяет выделять любые фрагменты из любых точечных изображений), но и более трудоемок. Это — помещение точечного изображения в контейнер фигурной обрезки (см. урок 15). При применении этого способа фотография или иное точечное изображение импортируется целиком, затем поверх него строится замкнутая кривая, ограничивающая нужный фрагмент, и точечное изображение помещается в эту кривую как в контейнер.

Примечание

На практике часто используется третий способ обтравки — подготовка плавающего изображения в специальном формате, в котором кроме точечного рисунка имеется еще маска, обозначающая границу изображения (альфа-канал). Плавающие изображения подготавливаются в программах точечной графики (например. Corel PhotoPaint или Adobe PhotoShop), имеются также достаточно обширные библиотеки стандартных плавающих изображений.

На рис. 17.11 приведен коллаж, в котором обтравка выполнялась методом заключения в контейнер фигурной обрезки. В качестве объединяющего элемента коллажа опять использовалась тень — ее управляющим объектом послужил контейнер фигурной обрезки.

Коллаж с наложением заключенного в оболочку точечного изображения поверх векторного изображения

Рис. 17.11. Коллаж с наложением заключенного в оболочку точечного изображения поверх векторного изображения

Мы рассмотрели только два элементарных способа сочетания фотографий и векторных изображений. На самом деле их бесконечное множество, и изобретение оптимального приема подготовки коллажа может стать залогом успеха рекламного плаката, каталога или книжной обложки. Коллаж может служить не только носителем основной темы художественной работы, но и оригинальным фоном для нее. Немного потренировавшись, вы убедитесь, что освоенная техника коллажа позволяет сэкономить достаточно много рабочего времени.

Упражнение 17.2. Построение коллажей

При всей своей простоте техника коллажа требует определенного навыка. Попробуйте свои силы в ней. В качестве исходного материала возьмите любую фотографию с двумя-тремя фигурами и замените одно из лиц любым из векторных портретов.


Практика. Построение коллажей. Задание 1.

В качестве второго опыта нарисуйте векторную тарелку (см. тема 11) и положите на неё что-нибудь съедобное. Не забудьте построить падающую тень.


Практика. Построение коллажей. Задание 2.

Что нового мы узнали

В этом уроке мы рассмотрели следующие понятия:

  • точечное изображение;
  • встраивание и связывание точечных изображений в документах CorelDRAW;
  • настройка или коррекция цвета точечных изображений;
  • постеризация и выравнивание цвета;
  • точечные эффекты;
  • кромки и ребра точечного изображения;
  • муар и шум;
  • растрирование и векторизация;
  • глубина цвета;
  • имитация и сглаживание;
  • векторизация автоматическая и ручная;
  • векторизация по контурам и осевым линиям;
  • коллаж и обтравка по контуру;
  • цветовая маска точечного изображения.

Мы овладели следующими основными приемами:

  • импортирование точечных изображений;
  • настройка цвета точечных изображений;
  • применение точечных эффектов;
  • растрирование и векторизация;
  • имитация воздушной перспективы;
  • выполнение коллажей.


Источник:
Миронов Д.Ф. CorelDRAW 12: Учебный курс. - СПб: Питер, 2005.


Тема 17. Размещение текста на траектории. Практика. Рисуем сердце. Части 6 и 7.


comments powered by Disqus